Три юбилея одного этюда
(Этюд Н.В. Мещерина "Могила Майкова" из коллекции Плесского музея-заповедника)

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Три юбилея одного этюда
(Этюд Н.В. Мещерина "Могила Майкова" из коллекции Плесского музея-заповедника)


В.П. Данилова
Зав. отделом Музея пейзажа

Н.В. Мещерин. Могила Майкова
Н.В. Мещерин «Могила Майкова», картон, масло, 65х65, 1906 год
В Музее пейзажа в постоянной экспозиции можно увидеть картину «Могила Майкова», которая была написана сто десять лет назад малоизвестным сейчас художником Николаем Васильевичем Мещериным (1864 - 1916). В работе автору удалось передать хрупкое состояние весенней природы, когда все пронизано холодным бледно-голубым светом. Стремясь передать воздушность и живописность увиденного мотива, художник писал его быстрым мазком жидко разведенной краской. Чтобы обогатить свою палитру, вводил дополнительные холодные оттенки синих и зеленых цветов. Однако место, выбранное Н.В. Мещериным для написания картины, вызывает ряд грустных эмоций: среди высоких распускающихся деревьев в ограде видна могила, на ней памятник. Далее просматривается часовня с крестом, входные ворота, решетчатая ограда. Изображение кладбища редко встречается в работах художников. Поэтому посетители рассматривают этот пейзаж с интересом и некоторой настороженностью.

Время оказалось не очень благосклонным к Николаю Васильевичу и его произведениям: художник не упоминается в основных трудах по русской живописи рубежа XIX - начала XX веков. В музеях России увидеть живописные полотна Н.В. Мещерина большая редкость. Почти нет исследований его творческого наследия. Впервые выставка мастера состоялась в 1918 году в рамках XV выставки Союза русских художников. В одной из рецензий читаем: «Работы Николая Васильевича Мещерина, скончавшегося в 1916 году, образуют на «Союзе» небольшую посмертную выставку этого серьезного и редко выступавшего перед публикой пейзажиста».1 Первая персональная выставка произведений Н.В. Мещерина состоялась только в 1987 году, тогда же был подготовлен первый сборник материалов и каталог2. Следующая экспозиция, посвященная творчеству художника, была представлена в 1994 году в заповеднике «Горки Ленинские», который находится неподалеку от Дугина, ныне поселка Мещерино. Всего три выставки за сто лет со дня смерти мастера. Объясняется это тем, что Николай Васильевич Мещерин был человеком очень скромным, деликатным и даже застенчивым. Известный коллекционер русской живописи начала прошлого века И.И.Трояновский писал: «Не любил являться в больших обществах, избегал шумных разговоров и диспутов, не любил фигурировать и на выставках со своими работами, в которые всегда вкладывал добрую частицу своей души, подолгу вынашивая их, любовно наблюдая затронувшие его моменты и места в разные часы дня и ночи в разные времена года и делая массу этюдов. Его всегда долго надо было упрашивать участвовать на той или другой выставке, и всегда он давал очень мало вещей, если изредка и решался выступить»3. И.Э.Грабарь по этому поводу так же однажды заметил: «Его имя едва ли много говорит широким кругам: две маленькие вещицы в Третьяковской галерее, три-четыре – в московских частных собраниях, да по одной – по две, – и то не каждый год, – на выставках, вот и все, что могли видеть из произведений этого художника музейные и выставочные завсегдатаи. Немногие умеют разбираться на выставочной стене, усыпанной сотней холстов десятков художников, немногие поэтому замечали и выделяли на такой стене его вещи от соседних, немногие знали ему истинную цену, и лишь самые близкие, самые интимные друзья чувствовали очарование его артистической одаренности»4.

Между тем Мещерин был участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и Союза русских художников. Николай Васильевич Мещерин был очень популярен у известных коллекционеров, и уважаем в среде профессионалов. Картины Николая Васильевича были оценены и критиками, и собирателями искусства, воспроизводились в журнале «Мир искусства», о нем писали в "Известиях Московского литературно-художественного кружка", издаваемых под редакцией В.Я. Брюсова.

Начало художественного творчества живописца прошло под значительным влиянием модного импрессионизма. Это можно заметить даже по названиям. Например, одна из работ имеет название «Восход солнца. Этюд» (1916), а у Клода Моне «Восход солнца. Впечатление». Художник не получил систематического профессионального образования, хотя частные уроки, в том числе у И.И. Левитана, вполне заменили ему училище и Академию. «Писать он стал в зрелых летах, и это сказалось в редкой продуманности замысла и в бережном техническом выполнении. Недолгую пору его пейзажи носили характер, свойственный левитановской полосе, затем plein air поглотил его целиком, и Мещерин дал ряд прекрасных вещей в духе последовательного пленэризма».5 Однако влияние разных художественных течений трансформировалось в творчестве Н.В. Мещерина. Его мироощущение и особенности манеры исполнения придавали работам и большую долю лиризма, и ту внутреннюю теплоту, которая «греет» зрителя, вызывая у него ответную волну доброжелательности. Увлечение импрессионизмом сменилось у художника на пуантилизм. Пионеры этого метода французские художники Сера и Синьяк. Именно в такой технике и выполнена работа Николая Васильевича, представленная в Музее пейзажа.

В полотнах Н.В. Мещерина публику всегда привлекала национальная тематика. В большинстве его картин представлены неброские красоты среднерусской природы. И.Э. Грабарь писал: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь - такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, - ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться... он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие...»6 Это связано с тем, что мастер проводил большую часть жизни в имении Дугино, которое располагалось в живописной местности на реке Пахре Подольского уезда. Здесь бывали и подолгу жили художники И.И. Левитан, А.С. Степанов, С.В. Малютин, В.В. Переплетчиков, И.Э. Грабарь. «Имение оказалось верстах в восьми от платформы Герасимово Рязано-Уральской железной дороги, в 28 верстах от Москвы. Дугино было расположено на левом берегу реки Пахры, на высоком холме, с которого открывался вид кругом на десятиверстное пространство. «Вот она, типичная подмосковная природа», - думал я, сидя в санях и проезжая то лесом, то холмами и полями, то перелесками. Был мягкий серебристо-серый день, с голубыми лесными далями. Куда ни взглянешь, все красиво, все хотелось писать, все было лучше, чем в Наре, чем в Титове», - пишет И. Э. Грабарь в «Автобиографии».7 По словам В.В. Переплетчикова «Николай Васильевич писал очень много этюдов восхода солнца для задуманной большой картины. Однако большого полотна не получилось - помешала ранняя смерть. По этюдам и картинам можно судить, как рано вставал Н.В. Мещерин - еще до восхода солнца, чтобы запечатлеть рождение зари, рождение утра. С полным правом Н.В. Мещерина можно назвать художником утренней зари - зари не яркой, не броской, но той - затуманенной, росистой и прохладной».8

Фото № 1 кладбище Новодевичьего монастыря
Фото № 1 Кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря, Санкт-Петербург, начало 20 века
Наша картина «Могила Майкова» написана была Н.В. Мещериным в 1906 году, весной, за десять лет до смерти. На обороте работы на раме находим следующей текст: «Весной. Этюдъ. 1906. Н. Мещеринъ. Памятник на могиле поэта Майкова. Из собрания Черногубова Н.» Этюд «Могила Майкова» художником был написан в Санкт-Петербурге. Поэт А.Н. Майков похоронен рядом с отцом на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Сохранилась фотография начала 20 века могилы отца и сына Майковых.9 В настоящее время надгробия почти не изменились, имеется скала серого мрамора, металлический крест, но бронзовый барельеф утрачен.10 Нужно обратить внимание на то, что Н.В. Мещерин пишет работу, расположившись у ограды. Поэтому могила поэта просматривается хорошо, но надгробие закрывает березка, находящаяся на переднем плане. Этим объясняется недоумение знатоков творчества А.Н. Майкова (посетителей музея), которые не видят часовни с крестом и высказывают сомнения по поводу подлинности написания картины в монастыре.

Приезд в город Санкт-Петербург, видимо, был связан с подготовкой к выставкам. Как вспоминал И. Э. Грабарь, в 1906 году на III и IV выставках Союза русских художников, которые проводились в Москве и Петербурге, Николай Васильевич показал общим числом 12 новых крупных работ. Тогда же пять его картин было представлено на выставке «Русское искусство», организованной С.П. Дягилевым в Париже и Берлине. «В 1906 году Дягилеву стало уже тесно в Петербурге, и он едет завоевывать русским искусством Париж. В "Осеннем салоне" он организует выставку русской живописи и скульптуры за два столетия - от Петра до наших дней, с прибавлением к ней избранных икон из собрания Н.П.Лихачева. Это было огромным международным художественным событием, повторенным после Парижа в Берлине. Из новых русских художников хорошо были представлены: Врубель, Серов, Коровин, Малявин, Сомов, Бакст, Бенуа, Рерих, Павел Кузнецов, Мусатов, Ларионов и я».11

Почему Н.В. Мещерин пишет эту работу весной в редкие отъезды из любимого Дугино? Возможно, это был заказ. Картина «Могила Майкова» до того, как она поступила в музеи (сначала в Ивановский областной художественный музей, затем в Плёсский музей-заповедник), находилась в частной коллекции Черногубова Н.Н. Он же, возможно, как собиратель живописи, и сделал заказ художнику. Николай Николаевич занимался изучением творчества А.А. Фета (1820 – 1892). Майков и Фет дружили, современники их считали типичными представителем школы «чистого искусства». У А.А. Фета имеется юбилейное стихотворение, посвященное А.Н. Майкову.12 Это могло послужить мотивацией при покупке работы коллекционером.

По другой версии, это дань уважения художника к творчеству поэта, так как работа была написана к 85-летию со дня его рождения. А.Н. Майков (23 мая 1821 - 8 марта 1897) был очень известным поэтом своего времени. Его отец - Николай Аполлонович Майков был талантливым художником, достигшим звания академика живописи. Мать Евгения Петровна писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. В молодости Майков занимался живописью и бросил ее только вследствие природного недостатка - крайней близорукости. Но в поэзии он остался живописцем, неподражаемым пластиком. Любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих стихах. Например, в стихотворении «Поле зыблется цветами» А. Н. Майков представляет проснувшуюся, входящую в силу после холодов землю, его глаз радуется буйству красок, «теплит сердце», а надежда заставляет беспричинно улыбаться.13 Поэтическое пространство здесь лишено образов, оно все залито светом, даже пение жаворонков словно растворяется в «блеске полдня». И внутрь этой картины поэт помещает себя, не нарушая ее гармонии, а наоборот, передавая состояние счастливого единения человеческой души и окружающего мира в минуту восторга.

Фото № 2 кладбище Воскресенского Новодевичьего ионастыря
Фото № 2 Кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря, Санкт-Петербург, начало 21 века
Н.В. Мещерин среди художников также выделялся своим патриархальным видом и спокойной молчаливостью. Лишь немногие близкие знали о его тонкой, ранимой и поэтической душе. Художник изображал природу в различных ее состояниях и временах года, отмечая малейшие перемены. Он видел природу камерно, почти по-домашнему, фиксируя свой взгляд на незаметном для постороннего глаза, но трогательном и родном для себя. Тонкое понимание состояния природы находим в альбоме Н.В. Мещерина. Запись сделана 4 октября 1905 года: «Луна темно-голубая, звезды голубые тусклые (иногда их не видно). Около луны голубое, жемчужное, от нее расходящееся светлым кругом сияние. Тона луны неправильные, кое-где намечаются в глазу. Облака серыми массами по жемчужно-голубой пелене. Книзу серее и холоднее. Внизу к горизонту тянутся массы более светлые. Тусклее к горизонту и теплее, чем облака розовые. Дали розовые, лиловые, зеленые… У первого дома крыша охристая, угол ее трогается луной зеленоватым, лиловым, розоватым, особенно где приходится перед крышей выступающей, но только там, это темная крыша, малиновая с лиловым. Стена этого сарая голубо-серо-лиловая (теперь коричневая). Тень от первого дома, которая почти сливается со стеной, но чуть зеленее, и трава у стены в тени светлее, лиловая, зеленая…»14 Как видим, предметный мир у художника становится менее четким, а на первый план выходят оттенки эмоционального состояния, импрессионистические ощущения. Поэтому картины Николая Васильевича отличаются разнообразием живописных решений, всецело зависящих от состояний изображаемых им явлений природы. Он всегда оставался поэтом живой природы.

Творчество художника Н.В. Мещерина и поэта А.Н. Майкова созвучно. Прекрасное у обоих обретает конкретные наглядные формы, гармоничные и завершенные. Между их духовными и плотскими мирами не существует противоречия, есть только то, что их объединяет - красота. Оба творца глубоко, тонко понимали и преданно любили русскую природу. Несомненно, это и послужило художнику толчком к написанию картины. В 2016 году этюд «Могила Майкова» отмечает три юбилея: 110 лет как был написан, прошло 100 лет после смерти автора и 195 лет со дня рождения поэта А.Н. Майкова, могила которого изображена в работе.



1 Абрам Эфрос. Выставки. Аполлон. 1917. № 8–10. С. 111.
2 Н.В. Мещерин. Сборник материалов и каталог выставки произведений. Сост. и вступит. ст. Н.А. Гагмана. - М., 1987.
3 Письмо И.И.Трояновского к П.И.Нерадовскому. – ОР ГТГ, ф. 31, ед.хр. 2044.
4 Игорь Грабарь. Памяти художника и друга. Русские ведомости. 1916. 11 окт. № 234. С. 4.
5 Абрам Эфрос. Выставки. Аполлон. 1917. № 8–10. С. 111.
6 «Моя жизнь. Автобиография» (1937 г.) И.Э. Грабарь, стр. 14
7 «Моя жизнь. Автобиография» (1937 г.) И.Э. Грабарь, стр. 12
8 Н.В. Мещерин. 1864-1916. Сборник материалов и каталог выставки произведений. Сост. и вступит. ст. Н.А. Гагмана. - М., 1987..стр. 16
9 Фото № 1
10 Фото №2
11 «Моя жизнь. Автобиография» (1937 г.) И.Э. Грабарь, стр.22
12 Стихотворение «На юбилей А.Н. Майкова» А.А. Фет, http://www.russian-poetry.ru/Poem.php?PoemId=4616
13 Стихотворение «Поле зыблется цветами» А.Н. Майков http://rupoem.ru/majkov/pole-zybletsya-cvetami.aspx
14 Альбом Н.В. Мещерина, ОР ГТГ, ф. 31, ед.хр. 2051

Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved