Глава 4

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

На другой день Полушкина пришла к Раисе Владимировне на первый урок. Немного стесняясь вчерашней сцены с Федосом, она молча исполняла то, что ей показывала Перегудова. Последняя, не желая напоминать своей новой ученице о вчерашнем, тоже большею частью молчала, ограничиваясь только необходимыми замечаниями. Молодая женщина оказалась очень понятливою и скоро применилась к работе. Уроки следовали без перерыва, и ученица, и учительница прилежно занимались ежедневно. Через две недели Феня настолько подвинулась в этом деле, что сама могла даже сделать небольшой букет полевых цветов, который с понятною гордостью показала своему супругу.

- Восторг один, да и только! - похвалил Сила Парфентьевич ее работу, - благодарить, очень благодарить должны вы, Феничка, Раису Владимировну, без нее никогда бы вам не обмозговать этого-с.

И счастливый успехами жены, Полушкин сам полетел благодарить Перегудову.

Перевалил уже за первую половину май. В беседке Перегудовых обе молодые женщины прилежно занимались цветами, изредка посматривая на мирно струившуюся перед их глазами Волгу и бегущие по ней пароходы. Прогудела внушительно сирена подходящего к пристани парохода.

- "Товарищ"7 сверху прибежал, - прислушиваясь к пароходному свистку, проговорила Полушкина, - полдень должон быть.

- Ишь мы как заработались, - лениво потягиваясь, сказала Раиса Владимировна, - и время не заметили; скоро Витя с завода вернется обедать.

И обе женщины снова погрузились в копотливую работу цветочниц, пока шаги на дорожке сада не прервали ее.

- Вот и Витя, - заметила Перегудова, складывая цветы. Но, вместо ее мужа, на пороге беседки показалась незнакомая фигура молодого человека.

- Если я не ошибаюсь, вы хозяйка этого дома? - спросил он, снимая мягкую шляпу.

Раиса Владимировна, изумленная его внезапным появлением, молча наклонила голову.

- Простите меня, что я явился к вам, - продолжал посетитель, молодой темноватый блондин среднего роста, - мне и моим товарищам указали на ваш дом, говоря, что у вас сдается квартира.

- Это ошибка, - вышла из молчания Перегудова, - квартира действительно отдается, но рядом, вот в этом большом каменном доме8.

Она указала на сильно уже тронутый временем и непогодами старый барский особняк, отделенный от их сада глубоким, но узким рвом, усаженным сплошь кустарником.

Молодой человек сконфуженно пробормотал извинение и хотелуже уйти, как взгляд его случайно упал на Полушкину, наблюдавшую за незнакомцем. Он вздрогнул и пытливо, пристально посмотрел еще раз на Феничку; затем торопливо исчез из беседки, шепча еле слышно:

- Мадонна!

Обе женщины слышали это слово. Перегудова промолчала, а Феня его не поняла, хотя взгляд, кинутый на нее блондином, страшно ее смутил.

- Кто бы это мог быть? - прошептала хозяйка. - Вероятно, одна из ранних летних пташек-художников.

- Красивый какой он, - наивно заметила ученица.

- Вам, Феничка, понравился?

- Ну, что вы, Раиса Владимировна! - поспешно возразила Полушкина.

В беседку вошел Перегудов.

- Я сейчас в воротах встретил какого-то господина, он был здесь?

Раиса Владимировна поспешила рассказать мужу о посетителе.

- Там его две дамы и мужчина ожидали; по всему заметно, художники, - подтвердил ее догадку Виктор Семенович.

- Эге! Да Феничка и в самом деле мастерицей стала, - польстил он Полушкиной, - а еще скромничает.

- Скромнице-то молодой человек, что сейчас приходил, очень понравился, - шутила Перегудова.

- Ай, ай, ай! Неужели вы такая ветреная, Феничка?

- Это все Раиса Владимировна выдумывает, - сконфуженно уронила молодая.

Разговор принял другое направление.

Через невысокий палисад было видно, как приезжие осматривали старый дом. Перегудов указал на это жене.

- Взяли квартиру, должно быть, - сказал заводчик.

Вечером Виктор Семенович узнал, что дом был снят на лето вновь прибывшими. Сквозь пыльные стекла его окон заблестел приветливый огонек лампы.

Проходивший домой из лавки Полушкин рассказал стоящей по обыкновению у палисада Перегудовой, что новые их соседи много купили в его лавке товару. Торговец был очень доволен. Он уже узнал, кто они и их фамилию.

- Тот, помоложе, что к вам забегал-то, сын московского богатея Зимина9, поди, - знаете? Примазался к живописцам, ниверситет кончил, а теперь норовит, как бы рисовать научиться. А другой, постарше, черноватый такой, - Львовский. Художник из жидков, с ними пара бабочек. Одна на манер Львовского жены, другая - ее приятельница. Курьезный народ, - покупают не торгуясь, ужотко10 я им цену-то понакину!

- Надолго они сюда приехали?

- Да норовят должно быть до Спажинок11 прожить, а кто их знает, - народ шалый, не сурьезный.

Приезд новых лиц в медвежий угол обрадовал тоскующуюПерегудову. С их появлением, сюда вторглась частица той столичной жизни и атмосферы, от которой она совсем уже отвыкла, но по которой часто скучала в своем невольном одиночестве.

Хотя художественная богема каждое лето наезжала в городок, но никогда художники не жили так близко от Перегудовых, как нынче. Дом Мудрецова12, в котором они поселились, уже несколько лет пустовал, после отъезда его владельца в Петербург. Еще второй этаж мог служить для жилья, но верхний и нижний были в невозможном положении. Штукатурка со стен обрушилась и лежала длинною кучею вдоль улицы. Неудобства полуразрушенного жилища искупа-лись превосходным видом из его окон на Волгу и на левый ее берег. На самом берегу реки, под сенью старых тополей, ютилась покривившаяся на бок деревянная беседка, чуть ли не ровесница особняку. За домом, поднимаясь постепенно в гору, тянулся заглохший сад вплоть до самого кладбища13. Узенький, в две доски, мостик через овраг упирался одним концом в перегудовский забор, а другим выходил прямо в сад Мудрецова, представлявший в настоящее время ровный скат, покрытый зеленой травою со множеством цветов.

Внутри дома тоже все было запущено и грязно. Паркет тонул под толстым слоем пыли. На деревянной лестнице, с вычурными старомодными балясинами, не все ступеньки были благонадежны, что и оправдалось в первый же день переезда прибывших. Лепные потолки комнат, излишняя роскошь богатого барства, сохранили местами следы позолоты и остатки рисунка. При переезде сюда в город Перегудовых, в доме еще жили, но уже не сам владелец; вскоре жилец выехал, и дом опустел. В городке дом был одним из лучших и, благодаря своему прекрасному местоположению, заслуживал, чтобы в нем жили. Сведения, переданные Полушкиным, оказались верными. С известным пейзажистом Львовским14 приехал Зимин, второй сын известного московского фабриканта-мануфактуриста. Перегудов был знаком с последним, и, на этом основании, Раиса Владимировна хотела завязать знакомство и с его сыном.

Ее немного смущали дамы, приехавшие вместе с Зиминым, но одна из них оказалась тоже небезызвестной жанристкой Хрусталевой15, а другая - ее ученицей и поклонницей, бесцветною барышнею Мосс16.


7Пароход "Товарищ" в самом деле относился к Волго-Вятскому пароходству. Он был построен в 1894 г., то есть позднее описываемых в книге событий, для пароходства Т.Ф. Булычева. На этом пароходе совершил путешествие от Мамадыша до Казани известный писатель В.Г. Короленко. "Товарищ" сгорел в Елабуге в 1921 г.

8Речь идет о доме Частухиных-Философовых, замыкавшем западный конец плесской набережной. Это был большой двухэтажный с антресолями (антресоли - полуэтаж под крышей) красивый каменный особняк с каменной же оградой. Дом Философова-Частухина В советское время он разрушался, но бегавший туда мальчишкой будущий краевед Л.П. Смирнов (брат писателя Н.П. Смирнова), еще видел настенные росписи со сценами охоты. Позднее дом был разобран на кирпичи. Теперь на его месте - волейбольная площадка санатория "Актер-Плес".

9Зимина - девичья фамилия жены Саввы Тимофеевича Морозова. Прототипом Зимина стал Сергей Тимофеевич Морозов, представитель богатейшей московской купеческой семьи Морозовых. Его отец - Тимофей Саввич (1832-1889), купец 1-й гильдии, председатель правления Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и К°", председатель Московского Биржевого комитета в 1868-1878. Мать, Мария Фёдоровна, урождённая Симонова, (1830-1911) - дочь состоятельного московского купца-старообрядца. Сергей Морозов Сергей Морозов родился в 1860 г. в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета и в 1887 году вышел из него кандидатом права. Будучи директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и К°", не пожелал заниматься делом, а всецело отдался работе по Кустарному музею, созданному им в 1885 г. Писал пейзажи, был учеником Левитана, которому отдал мастерскую в своем доме в Большом Трехсвятительском переулке в Москве. Стал одним из учредителей Общедоступного театра (внес 2000 руб.) - будущего Московского художественного театра. Финансировал журнал "Мир искусства". Умер в 1944 году в Париже.

10уж вот

11Успенский пост (в просторечии Госпожинки, Оспожинки, Спожинки) - православный пост, установленный в память Успения Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно и завершается праздником Успения.

12Прототип Мудрецова - Философов. Он женился на единственной дочери плесского купца Частухина, наследнице его капиталов. По недавно появившимся данным, был художником. Велика вероятность, что Философов был знаком с И.И. Левитаном еще до поселения последнего в этом доме.

13Имеется ввиду кладбище при Преображенской церкви, которое в те годы было городским.

14Прототипом Львовского стал Исаак Ильич Левитан.

15"Жанристка Хрусталева" - Софья Петровна Кувшинникова, жена полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, имевшая квартиру недалеко от Хитрова рынка. В 1886 году Кувшинникова познакомилась с Левитаном, которого привел в ее салон Антон Павлович Чехов. Софья Петровна, увлекавшаяся живописью, показала свои работы художнику. Исааку Ильичу они понравились, и он предложил Софье Петровне давать уроки живописи. Где-то через год отношения ученика и ученицы переросли в более близкие, и Софья Петровна стала сопровождать художника в длительных пленэрных поездках. Все три сезона (1888,1889 и 1890 гг.) она была вместе с Левитаном в Плесе.

16Прототип неизвестен.

ГЛАВА 5


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org