К вопросу об исследовании курганной топонимики

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
А.В. Яблоков
(г. Иваново)

Могильники X-XIII вв. - один из источников, рассказывающих о периоде освоения славянами Волго-Клязьминского междуречья. Однако в большинстве своем исследователи используют лишь вещественный материал захоронений, оставляя без внимания названия курганов, некоторые из которых являются важными источниками информации о времени их появления. Археологи прошлого века Уваров А.С.,Тихонравов К.Н., Нефедов Ф.Д. и другие в своих работах отмечали необычность названий могильников и их своеобразие для каждой местности.

К.Н.Тихонравов в заметке, представленной на I археологический съезд 1869 г., отмечал, что до приезда в 1851 г. Алексея Сергеевича Уварова, начавшего на территориях Ярославской и Владимирской губерний огромные по масштабам раскопки, курганы известны были в народе под названиями: паны, панки, пановы могилы, кочи, бугры, ямы, пупки, горы, горицы, могилицы, тоболки. В некоторых местностях они имели исключительные названия, как, например, при с. Шокшове - "валганы", а небольшие из них "валгашки"; у с. Ратницкого - "Косматая могила"; в Юрьевском за с. Красным- "Турдан и Волот"1. Уже тогда граф Уваров особо выделял названия курганов "паны" и "панские могилы", соотнося их с "опустошением литовским" . Проводивший в 1878 году в окрестностях Ростова раскопки Кельсиев А.И. писал по. этому поводу: "Меня давно занимало широко распространенное название курганов: паны, панки, панские или пановы могилы, равно и обилие деревень с такими названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. Употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где поляки никогда не были, заставило меня предполагать в звуке "пан" нечто иное2.

Сам не находя возможного толкования необычных имен, Кельсиев обратился к В.Н. Майнову (петербургский фенолог), попросив объяснить значение слова о корнем "пан" в угорских и урало-алтайских наречиях России. Ответ был чрезвычайно любопытен и содержал в себе следующее: "по-весьски или по-чудски, "паннен"' значит класть, полагать, а пангед - могила; по-карельски, панап - хоронить; по-мордовски: I) Мокша, панда значит холм, курган, могила, 2) Эрзи, пандо - гора, могила, холм"3. Исходя из этого, названия курганов "паны" и "панки" можно было объяснить корнями финно-угорских языков и предположить, что оставлены они народом, обитавшим до прихода славян в районах Ростова Великого и Переславля-Залесского, а именно мерей. Эта мысль была высказана Горюновой Е.И. в 1961 г.4. Данное предположение подтверждается при определении территории, распространения "панов". B ee состав входят земли вокруг Ростова и Переславля-Залесского, частично Костромской, Ярославской и Ивановской областей, а также отдельные подобные названия встречаются в Вологодской и Архангельской областях. В Ивановской области, по данным Ерофеевой Е.Н.5, названий о основой "пан" насчитывается около 20, причем расположены они исключительно в центральных и западных районах и лишь на Волге достигают г. Юрьевца и Макарьева (Костромская область). Указанные территории полностью совпадают с районом расселения летописной мери. Итак, по-видимому, "паны" и "панки" - мерянские названия курганов. Однако невыясненным остается вопрос о сочетаниях "пановы (панские) могилы". Если названия "паны" и "панки" можно объяснить с помощью одного мерянского языка, то сочетания "пановы могилы" имеют в себе два компонента - финно-угорский и славянский, причем оба с одинаковым смысловым значением. При решении данной проблемы необходимо обратиться к работе В.Смирнова "Клады, паны и разбойники" 6. В ней автор приводит несколько легенд, собранных в разных уездах Костромской губернии, где главные персонажи паны - люди. Приведем лишь наиболее интереные из них. "В стародавние времена в окрестностях с. Волов Макарьевского у. обитали паны, люди крупного сложения, всю жизнь проводившие в разбоях. Кладоискатели в курганах на берегу р. Ломны и в самом деле находят костяки больших размеров, оружие и различные металлические украшения. Говорят, что при костяках не встречаются ни крестики, ни другие священные изображения". Жители с. Дороватова рассказывают, что "паны - это не нашей веры люди, которые когда-то в старину неожиданно и неизвестно откуда появились в лесу близ д. Оксенова, в 5 верстах от села. Они нападали на жителей соседних деревень, отнимали у них имущество, уводили скот и убивали много людей. Местные жители несколько раз пытались разогнать шайку панов, но не могли одолеть их потому, что те были хорошо вооружены и очень сильны. Пришлось бы много бед потерпеть от этих панов, если бы не нашелся сметливый человек, который присоветовал напасть на них с оглоблями и дубовыми полозьями. Так и сделали: панов перебили, а трупы их бросили в озеро, которое и доселе называется Паново..." Одна из версий этой легенды добавляет немаловажную подробность, "озеро выкопали паны и насыпали здесь курган". Следующая легенда очень показательна. "Около Идского городища, Чухломского уезда есть поляна с признаками бывшего здесь жилья под названием "Панщина", где жили какие-то панки", занимавшиеся звероловством и рыболовством". По мнению Смирнова В., образы панов можно соотнести с мифологическими портретами богатырей-волотов. На этот же факт обратил внимание А.С. Уваров. В ходе раскопок кургана Панова могила у деревни Ивановской близ Ростова Великого по рассказам местных жителей выяснилось, что "здесь жил богатырь, воевавший с другим богатырем, жившим Ростове, который и убил его. Сестра убитого Авдотья похоронила его и собственными руками носила землю, образовавшую большой курган"7.

Смирнов и Уваров воздерживались от разбора легенд. Смирнов лишь сделал вывод о том, что наряду с возможными наслоениями во время смуты начала ХУП в. в сказаниях присутствуют и обрывки более ранних преданий об аборигенах края. Однако при внимательном изучении приведенных выше легенд можно выделить одну общую основу, послужившую поводом для их появления. Вспомним, что вывод о непринадлежности панов к Христовой вере строится жителями деревень на основании рассказов кладоискателей, не находивших в курганах "ни крестиков, ни других священных изобращений". В предании с. Дороватова о Пановом озере сказано, что "озеро выкопали паны и насыпали здесь курган". Нет сомнения - поводом для появления легенд послужили курганы и находки, сделанные кладоискателями. Думается, ответ на вопрос о сочетаниях "пановы (панские) могилы" содержится во времени появления курганных кладбищ. Х-Х111вв. - время освоения славянами Волго-Клязьминского междуречья. Славяне селились отдельными группами семей, все дальше проникая в глубь мерянских территорий, что и обусловило сосуществование двух этносов. Именно в этот период, как указывает Горюнова Е.И., "меря впервые познакомилась с курганным обрядом погребения"8 . А впоследствии и восприняла его. По-видимому , уже в это время появляются названия "паны" и "панки" - переработанный вариант мерянских названий.

"К ХП веку меря как этнос перестала сосуществовать"9 , она постепенно обрусевала и уже к ХШ-Х1У векам смысл названий "паны" и "панки" постепенно утрачивается, к непонятным наименованиям добавляют пояснительное "могилы".

Дальнейшее развитие этой темы представляется следующим образом. В сочетании "паны могилы" слово "пан" отождествляется с именем и уже на основании этого последующими эпохами строятся догадки и легенды о древнем населении, которые и зафиксировал Смирнов В.

Вопрос о происхождении названий "паны", "панские могилы" довольно сложен, и предложенная версия небесспорна, как и вся проблема курганной топонимики. Однако продолжение изучения этой и других тем может предоставить интереснейшую информацию о времени появления курганов, о языке народности, остававившей их, о местах расселения древних племен и их мифологических представлениях.


1 Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам. Труды Первого археологического съезда в Москве в 1869 г. Москва, 1870 г. , с. 676.

2 Титов А.А. "Ростовский уезд Ярославской губернии". М., 1885, с. 51.

3 Титов А.А. "Ростовский уезд Ярославской губернии". М., 1885, с. 51.

4 Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья. Материалы и исследования по археологии СССР. № 94. М., 1961.

5 Подсчеты производились на основании отчетов Ерофеевой Е.Н., хранящихся в ИКМ и книги "Археологические памятники Ивановской области", Ярославль,1965.

6 Смирнов В. Клады, паны и разбойники// Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып.26, 1921.

7 Запись легенды сделана А.С. Уваровым. Указ. соч., с.686.

8 Горюнова Е.И. Указ. соч., с.232.

9 Седов В.В. Восточные славяне в У1-ХШ вв., с.194. Археология СССР. М., 1982.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org