Легенды и предания о культовых камнях в Ильинском районе Ивановской области

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
С.Б. Рогалева
(г. Иваново)

Осенью 1991 года были продолжены работ по сбору археологического материала, преданий и легенд о культовых камнях в Ильинском районе Ивановской области. Разведка была проведена студенческой группой НИСЭКО истфака ИвГУ в районе деревень Спас-Городец, Кулачево, Великие Избы, Чурилово, Щаднево. В ходе исследований был найден камень у с. Спас-Городец (на возможность существования которого указывал краевед Чернявский Д.А.) и другие памятники1. Было собрано множество преданий и легенд, связанных о этими камнями.

Культовый камень у с. Спас-Городец находится в 2 км севернее от этого села в урочище "Каменка" (другое название - "Павелка") приблизительно в 32 м левее от дороги в кустах. Камень лежит в небольшом провале на высоком холме. У западного края камня вырыта большая кладоискательная яма. На ровной дневной поверхности камня в 20 см от его восточного края находится изображение православного креста "на Голгофе". По обе стороны от верхней перекладины читаются буквы К и Ж. На левом конце косой перекладины изображена буква П, а у правого конца помещено каменное изображение, напоминающее Ф или Ш. Размеры видимой части камня 175 х 136 х 30 см. Размеры креста 12 х 6 см. Глубина врезки изображения до 0,8 см. Кроме того, по всей поверхности камня разбросано множество крестообразных маленьких рисунков искусственного происхождения глубиной до 0,2 - 0,3 см. В настоящее время все обряды, связанные с камнем, забыты. Все собранные легенды по своему сюжету можно разделить на три группы. Первую группу составляют легенды о Мамаевом богатыре (или Батыевом богатыре), который был убит в битве и захоронен под этим камнем. Ко 2 группе можно отнести предания о кладе, зарытом под камнем. Суть 3 группы легенд сводится к тому, что в "незапамятные времена" ехали лихие люди грабить церковь, в Спас-Городец, но, проезжая мимо камня, они все неожиданно ослепли и не смогла обворовать храм. Исходя из третьего предания можно сделать вывод, что этот камень имел охранно-религиозную функцию. При анализе всех легенд хорошо заметна адаптация, возможно, еще языческого памятника к христианским условиям. На его первоначально языческий характер указывают плохо сохранившиеся предания о богатырях, позднее приписанных народной памятью Мамаю или Батыю.

Кроме легенд, относящихся к вышеописанному камню, в данном районе имеются и многие другие предания, связанные с уже не существующими объектами. Так, в ходе разведки Яблоковым А.В. было установлено, что в районе д.Чурилово ( 3 км с С - 3 от Кулачева) имеется холм под названием "Белый камень". Сами местные жители связывают это название с белым щебнем, составляющим основу горы. А в I км от Чурилова есть гора Чигирек (Водонос), от которой начинается болото Синий камень . В 3-4 км от Чурилова расположена д. Щаднево, в которой Макаровой В.П., Жуленковым И.А. и Чебоксаровым B.C. был найден камень с выдолбленными углубленными колодцами правильной 4-х Игольной формы. Сам камень имеет подромбическую форму и слегка скошен кверху. Цвет - розовато-белый. Размеры камня: 110 х 92 х 46 см. Глубина первого колодца - 12 см, а второго - 5 см. Местные жители не могут объяснить назначение подобных углублений. Известно только, что первоначально камень лежал у стены церкви, которая была посвящена Сретенью и Кузьме - Демьяну летнему и зимнему (14.УШ - и I4.XI). В этот день вокруг церкви (и камня) шел крестный ход. Преданий о камне не сохранилось, но существует легенда, что в Щадневе у леса стояла каменная баба 1,5 м высотой.

Камни с подобными углублениями хорошо известны археологам и этнографам во многих регионах. Углубления - колодцы использовались людьми для установления в них свечей во время священных обрядов. В иных случаях в углубления наливали молоко (мольба о плодовитом стаде) или пиво (прошение счастья и богатства для дома). Этот сюжет напоминает библейскую историю о том, что Иаков полил маслом камень, поставленный им в память о видении в Вифиле. По мнению Д.Д. Фрэзера, первоначально люди предполагали, что боги живут в камнях. Сохранилось много преданий, свидетельствующих о том, что горцы Шотландии каждый вечер наливают молоко в специальное отверстие в особом камне2. Считалось, что без этого коровы перестанут давать молоко или оно будет недостаточно жирным. Эти легенды помогают восстановить возможную (!) картину функционирования в с. Щадневе.

Рассказывая о "каменных" легендах Ильинского района, невозможно обойти вниманием так называемую Рассолову гору, находящуюся в I км на Ю-3 от с. Спас-Городец. Сейчас это распаханный большой холм. В народе гора пользуется громкой славой "нечистого" места. Раньше она вся была покрыта кустарником, а в центре лежал большой плоский камень, под которым по преданию жила какая-то нечесть. Проходя мимо, люди неоднократно слышали крики и стоны, доносившиеся из-под камня. Кроме того, на этой горе до сих пор часто "водит" и случаются видения. По утверждению Старостиной Н.В. (1934 г.), лет 15 назад с подобным видением столкнулся ее муж. Видение: огромный старик с вязанкой хвороста, который "растворился" в I м от ее мужа. Местные жители считают, что в Рассоловой горе хоронили утопленников и висельников. Сама гора получила свое название в прошлом веке, когда на этом месте рискнул поселиться помещик Рассолов. Как называлась эта гора в древности, уже никто помнит.

Предания о камнях и местах их расположения являются одним из наиболее распространенных легенд в Ильинском paйоне Ивановской области. Весь этот этнографический материал позволяет думать, что подобные культовые объекты были очень многочисленными в данной местности (на что указывает также и распространенность культовых камней в соседних Ярославской и Владимирской областях) и то, что культ камня занимал важное место в жизни народов (или племен), населяющих эту территорию. К сожалению, о возрасте камней и преданий, а также о том, какие племена принесли этот культ на Верхнюю Волгу, говоре еще преждевременно.


1Ерофеева Е.Н. Археологические памятники Ивановской области. Ярославль, 1965 г.

2 Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. Москва, 1990.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org