Церковь Воскресения Христа Спасителя в Плесе
(К вопросу о создании музея деревянного зодчества)

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
Зырянова С.А.
Церковь Воскресения Христа Спасителя в Плесе (К вопросу о создании музея деревянного зодчества) //Тезисы докладов областной научно-практической конференции "Проблемы изчения и заповедования Плеса". Плес. 1988. С. 85-86.
(Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

На бывшей Петропавловской горе (ныне гора Левитана) стояла деревянная Петропавловская церковь ХУ1 в., сгоревшая во врвмя пожара засушливым летом 1903 года. В 1887 году по поручению Комиссии по сохранению древних памятников церковь была обмерена и составлен доклад архитектором Павлиновым. Она запечатлена на картина И.И.Левитана "Над вечным покоем". Здесь художником написаны этюды "Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца" и "Внутри Петропавловской церкви в Плесе на Волге", работа С.П.КувшинниковоЙ "Интерьер Петропавловской церкви в Плесе".

В 1984 году Ивановской реставрационной мастерской осуществлены перенос и реставрация на этом месте Деревянной Воскресенской церкви из села Билюково Ильинского района Ивановской области, бывшей вотчины боярина князя Прозоровского.

Обе церкви относятся к одному древнейшему типу храмаклетскому, в основе которого лежит сочетание трех срубов (клетей) каждый из которых перекрывался двухскатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Соотношение габаритов обеих церквей близко, чем и обуславливается выбор именно Билюковской церкви.

Церковь Воокререния была выстроена в 1699-1700 гг. За годы существования неоднократно переделывалась: в ХУШ в., в 1820 г. (видимо, близко к этому времени относится и самая крупная ее перестройка: был сломан западный притвор, а вместо него сооружены большие сени, завершавшиеся шатровой звонницей. Тогда же церковь была обшита тесом), 1845 и 1870-х годах. Следующий раз церковь была "исправлена" в 1894 г., в 1903 г. под ее сруб подведен кирпичный фундамент. В 1905 г. здание было "реставрировано" благодаря "заботливости" церковного старосты Гагина, или, точнее, по замечанию ' В. Фон-Эдинга, "изуродована реставрацией". В частности, были расширены окна, переделана церковная глава и сруб ее основания, дощатая кровля покрыта железом, обшивка из профилированных досок сменила тесовую, ограждение звона сделано из нового балясника, внутри устроен новый иконостас, а старые царские двери увезены в белую палату Ростовского Кремля.

При разборке церкви в 1981 т. были обнаружены такие особенности, устройства кровли и некоторых деталей, что потребовалось частичное изменение проекта реставрации 1974 г. Был обнаружен вид покрытия, достаточно широко применявшийся в Древней Реси, как на бытовых,так и на культовых постройках, но совершенно неизвестный до этого случая в натуре. Тип этого покрытия известен из письменных источников ХУ1-ХУП вв.: "крыты те избы и сени скалами и дранью" (т.е. берестою и длинными тонкими дощечками). Обнаружены фрагменты первоначального декора памятника. Характер резьбы досок соответствует арнаменту ХУЛ в.

Перенос и реставрация деревянной Воскресенской церкви в г.Плесе является удачным примером сохранения памятника архитектуры. Выработанный а этом случае подход восстановления памятника на месте ранее существовавшего и относящегося к тому же типу, должен быть положен в основу создания в Плесе музея деревянного зодчества.

Предварительный анализ графических, литературных и фотоматериалов позволяет сказать, что наибольшее количество различных типов хозяйственных и жилых построек (мельницы водяные и ветряные, амбары, кузницы, дома и даже одна усадьба) было сосредоточено в долине реки Шохонки.

Несомненный интерес для переноса и реставрации памятников представляют пустующие площадки, где в прошлом располагались храмы Плеса. В настоящее время их выявлено две: это место бывшего Успенского (летнего) собора, утраченного в 30-е годы XX в. и площадка напротив (через ул.Ленина), Воскресенской церкви. Карта 1781 фиксирует здесь деревянный храм (время утраты нач. XIX в.). Таким образом, очевидно, что будущий музей деревянного зодчества должен вписаться в сложившуюся историческую среду города, восполнив утраченные элементы ее структуры.










Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org